Прибор для оплаты платных дорог платон

На какие машины распространяется система Платон? Бесплатная юридическая консультация: Шумиха, поднявшаяся вокруг оплаты большегрузным транспортом проезда по федеральным трассам, не.

На какие машины распространяется система Платон?


Бесплатная юридическая консультация:

Шумиха, поднявшаяся вокруг оплаты большегрузным транспортом проезда по федеральным трассам, не утихает уже 2 года.

То в одном регионе, то в другом периодически проходят протестные мероприятия в среде водителей и предпринимателей.

Оглавление:

Отчасти этому способствует и поведение законодателя, который планомерно повышает тарифы и ужесточает санкции за уход от оплаты.

Подогрел ситуацию и оператор по взиманию сборов, разместив на сайте platon.ru перечень видов автотранспорта, включающий даже легковые авто.

Попробуем внести ясность, что же такое система «Платон», и какие автомобили под нее попадают.

История вопроса

Чем больше машин колесит по дорогам нашей Родины, тем больше изнашивается их покрытие, тем чаще требуется ремонт.


Бесплатная юридическая консультация:

Основной ущерб, как считается, наносят крупнотоннажные грузовики, которые не только истирают асфальтовое покрытие, но и продавливают «подушку» из песка, щебня и специальных материалов, что становится причиной колейности и повышения аварийности на дорогах.

Все дороги в нашей стране имеют либо федеральное, либо региональное подчинение. Если в регионах на ремонт собирается транспортный налог, то дороги, за состояние которых отвечает государство, строят и поддерживают за счет госбюджета. А с увеличением грузопотока, выделяемых средств стало не хватать.

Вот почему по поручению правительства РФ была разработана и внедрена система оплаты проезда по магистралям федерального значения «Платон». Ее название произошло от слов «платить» и «тонна».

Суть «Платона» в том, что с помощью оборудования для спутникового наблюдения отслеживается маршрут передвижения машины, данные поступают в систему, рассчитывается пройденный километраж, и средства списываются со счета, закрепленного за данным автомобилем.

Таким образом, госбюджет получает финансовые вливания ежедневно, направляя их на содержание системы, в доход инвесторов и на ремонт дорог.


Бесплатная юридическая консультация:

Надо отметить, что платный проезд по государственным дорогам для грузового и грузопассажирского транспорта действует уже почти во всех странах Европы.

Впервые эту идею реализовали в Австрии – там уже с 2004 г. магистрали оборудованы соответствующей техникой, действует система тарифов.

В России систему оплаты за проезд грузовиков ввели в действие лишь 15.11.205 г., но еще задолго до этой даты дальнобойщики и владельцы фур и большегрузов начали выражать протесты.

Видео: Как работает система «Платон»

Как оплачивать проезд при помощи системы «Платон»?

Каждый грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в обязательном порядке оборудуется системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных на основе GSM/GPRS.

Если какие-либо машины с такой массой хоть иногда покидают пределы населенного пункта, на них устанавливаются специальные приборы и регистрируется аккаунт в системе «Платон».


Бесплатная юридическая консультация:

Ну а если они на регулярной основе задействованы в грузоперевозках, имеет смысл установить внутри специальное бортовое устройство, которое фиксирует фактически пройденный маршрут и направляет данные в систему контроля.

Для единичных поездок водитель может воспользоваться Маршрутной картой – документом, где указаны данные об автомобиле, маршруте проезда и сроках поездки. На его основе рассчитывается размер оплаты.

Отклонение от указанного маршрута не разрешено. Для контроля используются стационарные рамки и мобильные пункты – автомобили со спецоборудованием.

На текущем этапе использования «Платона» предусмотрена оплата постфактум. Однако деньги должны быть внесены на индивидуальный счет, закрепленный системой за конкретным большегрузом, заранее, до поездки.

Получив сигнал с бортового устройства, система рассчитывает стоимость и списывает средства в автоматическом режиме.


Бесплатная юридическая консультация:

В случае нарушения режима проезда или отсутствия регистрации в системе «Платон», равно как при неисправном бортовом устройстве, на водителя и/или владельца крупнотоннажника будет наложен внушительный штраф.

Размеры штрафов

Изначально предполагалось штрафовать юридические лица до 1 млн. рублей. Но после протестов дальнобойщиков, суммы штрафов были пересмотрены, их размер и порядок наложения описаны в ст. 12.21.3. КоАП и составляют, на 2018 год:

  • при первичном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) – 5000 рублей;
  • при повторном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) –рублей;
  • при повторном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) –рублей;
  • при повторном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) –рублей.

Какие авто попадают под «Платон»?

На сегодняшний день вносить плату за проезд по автодорогам федерального значения обязаны водители грузовых автотранспортных средств, у которых максимальная разрешенная масса превышает 12 тонн.

В эту цифру входит вес самой машины, максимально возможный вес груза, вес водителя, пассажиров и их багажа. В перечень автоматически попадают еврофуры и грузовые прицепы.

Кроме того, раскошелиться придется грузовым автопоездам и автосцепкам. Пассажирский транспорт, например, автобус, чья максимально разрешенная масса с пассажирами и всем багажом составляет свыше 12 тонн, не облагается платой за проезд.


Бесплатная юридическая консультация:

Но только в том случае, если в документации зарегистрировано назначение – пассажирские перевозки. Если же заявлена функция грузопассажирских перевозок, то водителю уже придется оплачивать пройденный километраж.

Наконец, всегда существует соблазн уйти от лишних затрат, нагрузив свыше 12 тонн грузовик с меньшей максимально разрешенной массой.

Например, многие машины как азиатского, так и европейского производства рассчитаны на перевозку до 10-11,9 тонн. Однако любой инспектор ДПС на стационарном пункте имеет право проверить реальную массу такого авто и оштрафовать нарушителя.

Какие авто не попадают под «Платон»?

От оплаты проезда по федеральным трассам освобождены:

  • большегрузный автотранспорт, предназначенный исключительно для пассажирских перевозок;
  • весь служебный спецтранспорт, оборудованный специальной аэрографией и проблесковыми маячками (пожарные машины, транспорт аварийно-спасательных служб, медицинской помощи, военной автоинспекции, полиции);
  • вся военная автотехника Министерства Обороны РФ;
  • весь легковой автотранспорт до 3,5 тонн;
  • грузовые машины с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн.

Можно ли не платить «Платону»?

Напомним, что оплате в системе «Платон» подлежит только проезд по федеральным магистралям, которые имеют буквенно-циферную нумерацию, начинающуюся на литеру М.


Бесплатная юридическая консультация:

Любой водитель/собственник большегруза вправе воспользоваться следующими способами избежать оплаты за проезд по ним:

  • В системе не тарифицируется проезд, осуществленный по платным для любого автотранспорта участкам дорог;
  • Не оплачивается проезд по трассам регионального значения, узкоколейкам и гравийкам , проселочным дорогам и в населенных пунктах;
  • Бесплатно можно перевозить грузы на автотранспорте с допустимой массой менее 12 тонн.

«Платон» и легковые автомобили

В последнее время СМИ усиленно обсуждают тему введения обязательной платы за проезд по федеральным магистралям для авто с предельно допустимой массой ниже 12 тонн и даже для владельцев легковушек.

Опасения понятны: если горожанин редко выбирается загород, то многие жители пригородов ежедневно ездят на работу в ближайшие города. Им такое новшество обойдется, что называется, «в копеечку».

Слухи об обязательной регистрации в системе «Платон» для легковых автомобилей уже в 2018 году вызвало появление на сайте оператора полного перечня видов автомобильного транспорта, в числе которого присутствуют и легковушки. Представители системы пока никак не комментируют данный факт.

Однако, даже если такая обязанность рано или поздно будет возложена на всех автовладельцев, государству предстоит разработать нормативную базу, что, само по себе, процесс небыстрый.

Так, например, Конституция РФ гарантирует неприкосновенность частной жизни, и законы РФ запрещают использовать системы и приборы слежения за частными лицами без соответствующих разрешений со стороны системы правосудия.

Бесплатная юридическая консультация:

Кроме того, придется пересматривать принципы исчисления обязательного для владельцев автомобилей транспортного налога. Так что в ближайшее время можно не опасаться введения платного проезда для всех.

Теперь Вы знаете, на какие машины распространяется «Платон», что представляет собой данная система, кто и в каких случаях может избежать оплаты проезда. Пользуйтесь свободой с умом и не нарушайте правил системы «Платон». Ровной вам дороги!

Источник: http://pravo-auto.com/sistema-platon-kakie-mashiny-pod-nee-popadayut/

Система взимания платы Платон за проезд по дорогам для грузовиков массой более 12 тонн

«Платон» — система, предназначенная для сбора платы на проведение ремонта дорог с владельцев грузовиков, масса которых вместе с грузом составляет более 12 тонн.

Основная цель внедрения системы «Платон» — покрытие ущерба, причиняемого автодорогам РФ за счёт проезда по ним перегруженного грузового транспорта.

Расчёт суммы, которую владелец грузового ТС, попадающего под действие системы, должен оплатить, зависит прямо пропорционально от суммарного пробега грузовика за конкретный временной период.


Бесплатная юридическая консультация:

Согласно прогнозам, к концу года бюджет страны получит от системы около 20 миллиардов рублей, часть этих доходов будет перечислена оператору (которым является «RT-Инвест Транспортные Системы») на покрытие расходов, связанных с обеспечением функционирования.

История внедрения

К концу 2013 г. количество зарегистрированных на территории РФ большегрузов достигло отметки 1,7 миллиона, а с учётом транзитных фур дорогами Российской Федерации в общей сложности пользовались порядка 2 миллионов автомобилей, чья максимально разрешённая масса превышает 12 тонн.

После проведения необходимых подсчётов было определено, что для поддержания автомобильной инфраструктуры требуется ввести дополнительный налог, уплачиваемый владельцами ТС, наносящих наибольший вред дорожному покрытию.

В 2014 г. стартовал сбор заявок на обслуживание будущей системы. Изначально к конкурсу были допущены иностранные операторы, однако из-за смены внешнеполитической ситуации в августе 2014 г. был заключён концессионный договор между Федеральным дорожным агентством и компанией «RT-Инвест Транспортные Системы».

Видеопрезентация системы Платон:


Бесплатная юридическая консультация:

В ноябре 2014 г. правительством было высказано предложение облагать налогом передвижения грузовых машин, при этом сборы с перемещений ТС с максимально разрешённой массой более 12 тонн должны были направляться в региональные бюджеты и фонды, ответственные за содействие партнёрству между частными и государственными структурами.

18 мая 2015 года в Постановление №504 от 04.06.13, была внесена поправка, согласно которой плата за 1 километр пробега выросла до 3 рублей 73 копеек (предыдущее значение – 3,5 рубля).

Правительственное Постановление №1191 от 03.11.15, установило необходимость применения к ранее указанной размеру платежа за 1 километр коэффициента 0,41. Таким образом, плата за проезд для 12-тонников снизилась до 1,53 рубля за километр.

Видео — разъяснения Президента РФ о принципах работы «Платона» (в декабре 2015):

Обзор законодательства

Появление и функционирование «Платона» обеспечивается следующими законодательными актами:


Бесплатная юридическая консультация:

  • ФЗ №257 (8.11.07) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ».
  • ФЗ №68 (6.04.11) о внесении изменений.
  • Постановление Правительства Российской Федерации №504 от 14.06.13 (в редакции №1191 от 03.11.15). В тексте данного постановления определяется вред, наносимый большегрузным транспортом дорожной системе РФ, приведены обоснования необходимости взимания платы с владельцев грузовиков с максимально разрешённой массой больше 12 тонн.
  • Распоряжение Правительства РФ №1662-р (29.08.14). Данный документ определяет компанию «RT-Инвест Транспортные Системы) как оператора, обеспечивающего стабильное функционирование системы «Платон».
  • Постановление Правительства Российской Федерации №1191 (03.11.15). В тексте документа разъясняются некоторые вопросы, связанные с введением и работой «Платона».

Кто обязан производить оплату через систему «Платон» за проезд по дорогам

Вносить плату за проезд по федеральным автотрассам РФ обязаны владельцы ТС, чья максимально разрешённая масса (масса автомобиля вместе с максимально допустимым для него грузом) превышает 12 тонн.

Тарифы и условия

Первая сумма, обозначенная в Постановлении №504 (14.06.13) и полученная после проведения необходимых расчётов экспертной группой, составила 3,5 рубля за километр, впоследствии размер платы был увеличен до 3,73 рубля за каждые 1000 метров пробега.

Постановление №1191 (03.11.15), определило на период до 29 февраля 2016 года действие коэффициента 0,41 к ранее принятому тарифу, таким образом, цена одного километра для большегрузного транспорта снизилась до 1,53 руб./км. Постановлением №139 от 27.02.16 был продлен срок действия этого льготного тарифа. Он и действует для автомобилей с максимально разрешённой массой свыше 12 тонн на сегодняшний день.

В планах правительства – увеличение тарифа сначала до 3,06 рублей за километр, затем – до 3 рублей 73 копеек за 1000 метров (после 2018 года).

Стоит отметить, что некоторые категории транспорта, имеющего максимально разрешённую массу больше 12 тонн, освобождаются от внесения платы в систему «Платон». К таким ТС относятся следующие виды транспорта:


Бесплатная юридическая консультация:

  • ТС, используемые для транспортировки людей (сюда не включаются фургоны, предназначенные как для перевозки людей, так и грузов);
  • ТС, используемые для нужд медицинских, правоохранительных, пожарных, спасательных служб и ВАИ, оборудованные определёнными Правилами дорожного движения звуковыми и световыми сигнальными устройствами;
  • ТС, используемые для перемещения вооружения и техники военного назначения.

Пользователи могут использовать налоговый вычет — уменьшать транспортный налог на сумму, уплаченную в систему «Платон».

Штрафы

Согласно тексту Постановления Правительства Российской Федерации №504 (14.06.13), штрафы могут взиматься с владельцев и водителей большегрузных ТС, двигающихся по федеральным трассам без внесения оплаты. Данная формулировка разбивается на несколько случаев:

  • водитель передвигается по федеральной автотрассе с неисправным или выключенным бортовым устройством, не проинформировав заранее Оператора и не заплатив за проезд предварительно;
  • водитель передвигается на ТС без бортового устройства, на личном счёте владельца большегруза отсутствуют средства в достаточном для оплаты размере;
  • изменение маршрута или времени его прохождения без информирования Оператора и при отсутствии бортового устройства;
  • продолжение перемещения по автотрассе при отсутствии средств для оплаты передвижения на лицевом счёте.

Согласно Федеральному закону №378-ФЗ от 14.12.15, внесшему поправки в КоАП РФ, устанавливаются следующие штрафы за нарушения:

  • 5000 рублей — штраф за движение по федеральным дорогам без внесения платы на водителей ТС иностранных грузоперевозчиков и на собственников (владельцев) российских ТС;
  • 10000 рублей за повторное нарушение.

В соответствии со статьей 12.21.3 КоАП РФ:

«Движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, влечет наложение административного штрафа:


Бесплатная юридическая консультация:

— в размере(пяти тысяч) рублей на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам;

— в размере(пяти тысяч) рублей на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам.

Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа:

— в размере(десяти тысяч) рублей на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам;

— в размере(десяти тысяч) рублей на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам.»


Бесплатная юридическая консультация:

При этом штраф может быть выписан на транспортное средство только за одно нарушение в сутки.

Принцип работы

Водители, владеющие ТС с максимально разрешённой массой более 12 тонн (или владельцы таких ТС, поручающих управление ими другим водителям), должны быть зарегистрированы на официальном сайте системы «Платон».

Оплата совершённых поездок осуществляется как в режиме авансовых платежей, так и по постоплате.

Передвижение большегрузов в круглосуточном режиме исследуется операторами системы по спутникам GPS и ГЛОНАСС, с помощью контрольных рамок и комплексов мобильного контроля (автомобили с символикой системы на обочинах, как правило, а/м «Lada Largus).

При выявлении фактов проезда по федеральным трассам без оплаты Оператор системы передаёт информацию в правоохранительные структуры, которые фиксируют факт совершения правонарушения административного характера и определяют размер штрафа для нарушителей.


Бесплатная юридическая консультация:

Что такое бортовое устройство

Бортовое устройство – специальное устройство, закрепляемое в грузовом ТС и передающее информацию о его перемещениях и местонахождении на сервер системы «Платон» через спутники GPS и ГЛОНАСС.

Видео — как работает бортовое устройство Платон:

Более подробную информацию можете узнать в руководстве пользователя бортовым устройством — ССЫЛКА.

Что такое маршрутная карта

Маршрутная карта – документ, фиксирующий маршрут грузового ТС по дорогам федерального пользования и предоставляющийся владельцем большегруза заблаговременно до совершения рейса. На основании данных, занесённых в маршрутную карту, рассчитывается размер платежа для владельца грузовика.

Центры обслуживания

Центр обслуживания – место, где владелец или водитель большегрузного ТС может получить актуальную информацию о функционировании системы «Платон», зарегистрировать личный кабинет или свой грузовик, пополнить баланс лицевого счёта, внести изменения в данные, содержащиеся в личном кабинете, получить бортовое устройство, а также произвести множество иных действий.


Бесплатная юридическая консультация:

Официальный сайт системы взимания платы «Платон»

Перед тем, как приступить к работе с системой «Платон», пользователю рекомендуется посетить официальный сайт системы Платон ( platon.ru ) и изучить имеющуюся там информацию.

На официальном сайте кратко рассказано о функционировании и развитии системы, размещены сведения об основных элементах системы, порядке оплаты водителями и владельцами ТС, выложен перечень основных нормативных документов.

Если у пользователя в процессе ознакомления с сайтом возникли затруднения, он может обратиться в раздел «Вопросы и ответы».

Личный кабинет

Все операции с системой владелец ТС или его водитель могут осуществлять в Личном кабинете.

Для регистрации и входа в личный кабинет следует перейти по ССЫЛКЕ .


Бесплатная юридическая консультация:

Видео — вход в личный кабинет пользователя системы Платон, раздел профиль и обращения:

Личный кабинет «Платон» адаптирован для пользования людьми, мало знакомыми с коммуникационными технологиями: сайт не перегружен информацией и интуитивно понятен в управлении.

Видео — раздел транспортные средства при входе в личный кабинет на сайте «Платон»:

В Личном кабинете создаются маршрутные карты, вносятся оплата за совершённые или планируемые поездки, а также редактируются сведения о ТС, принадлежащих Перевозчику.

Скачать инструкцию по работе в личном кабинете можно ЗДЕСЬ.


Бесплатная юридическая консультация:

Порядок регистрации

  1. Выбор кнопки «Регистрация» на официальном сайте системы.
  2. Выбор типа грузового ТС и статуса пользователя.
  3. Внесение необходимой информации.
  4. Отправка сведений для проверки Оператором.

Варианты оплаты

  • списание средств с ЛС пользователя системы;
  • совершение перевода безналичных средств по указанным на официальном сайте реквизитам;
  • платёж банковской картой (через ЛК или терминалы);
  • списание средств с топливных карт (DKV, E100).

Видеоинструкция по использованию терминалов системы взимания платы с большегрузов Платон:

Телефон службы поддержки

Бесплатный телефон горячей линии службы поддержки «Платон»работает круглосуточно, по нему можно получить ответы на все возникающие вопросы.

Форумы и отзывы пользователей

Отзывы, мнения и советы тех, кто пользуется Платоном можно найти на различных форумах. Один из них — форум «оплатоне.ру» (oplatone.ru).

Акции протеста дальнобойщиков и последние новости

Дальнобойщики, как никто другой, почувствовали на себе все «прелести» введения платы за проезд фур по дорогам. После многочисленных акций протеста по всей стране правительством было принято решение о снижении тарифа за проезд и пересмотре некоторых других пунктов относительно первоначально утвержденных.

Все чаще через свои общественные и профсоюзные организации дальнобойщики предлагают искать оптимальные решения, касающиеся транспортного налога и оплаты за проезд по дорогам.


Бесплатная юридическая консультация:

Видео — аргументированный ответ дальнобойщика на предложение о повышении тарифов системы «Платон» (слушания в Общественной палате):

При оценках того, какую пользу дает «Платон» государству и его гражданам, все чаще звучит фраза, которая стала уже крылатой — хотели как хорошо, а получилось как всегда.

Быстрого улучшения качества дорог за счет средств, собранных через «Платон», не происходит, зато растут цены на многие товары, в состав себестоимости которых входят автоперевозки.

Видео о том к чему может привести отмена льготного тарифа «Платона» (позицию водителей представляет координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко):

Видео — дальнобойщик высказал свое мнение о системе Платон:


Бесплатная юридическая консультация:

Хотелось бы верить, что у всех, кто отвечает за решение этого вопроса, хватит мудрости найти и принять такое компромиссное решение, которое сохранит прибыльность работы автоперевозчиков и улучшит состояние дорог в стране.

Заключение

«Платон» — клон европейского опыта по сбору платы за проезд с владельцев больших фур. Эффективность таких систем в Европе высока: на вырученные деньги ремонтируются наиболее разрушаемые крупными грузовыми ТС дороги.

Как будет работать эта система в России? Время покажет.

В каких случаях внесение изменений в конструкцию ТС требует обязательного переоформления документов.

Проезд по платным участкам новой трассы М11 Москва — Санкт-Петербург достаточно дорогое удовольствие.

Как быстро избавиться от царапин на машине

Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло

Меховая накидка на автомобильное кресло

Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?

Я думаю года черезмы узнаем, пошел ли «Платон» на пользу, и у нас станет много отремонтированных дорог, либо кроме удара по карману водителей большегрузов ничего не даст.

Мне кажется, в нынешнем виде система Платон неработоспособна. Одни временные тарифы, которые постоянно продляются и никак не обосновываются, уже говорят о недоработанности. Планы-то были наполеоновские, а в итоге пришлось снижать плату едва ли не в 2,5 раза.

И вряд ли когда она вернется к изначально задуманному уровню.

Если деньги пойдут на дороги, это хорошо. Но скорее всего это просто, кто то себе сделал отличную кормушку. Деньги на дороги не пойдут. А вот повышение стоимости перевозки грузов, повлечёт за собой подорожание всех продуктов. И увы, как всегда это ударит по нам, простым людям.

Слышали новость — тариф по Платону собираются повышать в 2 раза. А вот отремонтированных дорог не вижу? Казань-Чебоксары-Нижний Новгород уже лет 10 как хотят сделать 4 -полосной, на некоторых ремонтных участках березки с метр уже выросли.

Не понимаю в чём проблема. По-моему, всё будет как обычно. Благодаря Платону пополнится бюджет. Часть его кто-то возьмёт себе. То, что останется, пойдёт на ремонт дорог (не возьмут же всех денег).

Действительно как говориться «не в коня корм». Еще в мае у нас на республиканской трассе обвалилась одна сторона моста. Поставили ограждение и все.

Доход в бюджет как в Европе, конечно хорошо. Но у нас в РФ как всегда вырученные деньги от Платона куда нибудь пропадут, а дороги лучше не станут.

Что дает установка автобаферов?

Светодиодные лампы для автомобиля 4Drive

Чистое лобовое стекло: антигрязь, антидождь, антиналедь

Источник: http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/online/sistema-platon.html

О СИСТЕМЕ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ

Система взимания платы «Платон» (далее – «Система») создана в целях обеспечения соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Основные данные

Система «Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

3,73 с коэф.0,41 размер платы с 15.11.2015 по 15.04.2017

3,73 с коэф.0,51 размер платы с 15.04.2017*

дорог в Системе

Объекты и элементы системы

Цели проекта

Система взимания платы «Платон» создана для обеспечения порядка взимания платы с автомобилей разрешенной максимальной массой более 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию.

Полученные средства ежедневно поступают в Федеральный бюджет РФ и направляются на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

Реализация проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)» (подпрограмма – «Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог.

Документы и нормативные акты

Основаниями для создания системы взимания платы являются следующие документы и нормативные акты

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная приказом Минтранса России от 12 мая 2005 г. № 45, определяет направления развития транспортной системы и базируется на проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России.

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, определяет направления развития транспортной системы и базируется на проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России.

Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»

Закон устанавливает порядок движения транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн по федеральным автодорогам

Федеральный закон от 06.04. 2011 г. № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015)

О внесении изменений в бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты

Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928

О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения

Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р

О заключении концессионного соглашения с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» на реализацию системы взимания платы «Платон»

Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1191 (ред. от 27.02.2016)

О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 474

О приостановлении действия и об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации

Принципы работы системы

1. Авансовая схема платежей или постоплата

Внесение платы осуществляется владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам или в режиме постоплаты, исходя из утвержденного Правительством РФ размера платы.

2. Оплата за фактически пройденное расстояние

Владелец транспортного средства вносит плату в счет возмещения вреда за каждый километр маршрута по федеральной трассе, используя на выбор один из вариантов расчета платы:

Оформление маршрутной карты предусматривает внесение платы за разовый маршрут.

При использовании бортового устройства списание денежных средств с расчётной записи владельца транспортного средства в счет платы происходит в автоматическом режиме, что исключает наличие ошибок вследствие влияния человеческого фактора.

3. Использование спутниковых навигационных систем

Позиционирование транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн осуществляется с использованием Бортовых устройств, обеспечивающих прием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.

4. Мониторинг движения автотранспортных средств и идентификация автомобилей массой свыше 12 тонн

Контроль внесения платы осуществляется системами стационарного и мобильного контроля:

  • рамные конструкции с навесным оборудованием, которые размещаются над полотном федеральной автомобильной дороги;
  • мобильный контроль — автомобили со специальным оборудованием.

5. Вынесение ГИБДД постановлений об административных нарушениях по факту движения транспортных средств по федеральным трассам с нарушением установленного законом порядка движения (без внесения платы).

Оператор Системы фиксирует факт нарушения владельцем транспортного средства Правил внесения платы и передает необходимые данные в правоохранительные органы для принятия решения о вынесении постановления об административном правонарушении.

Описание работы системы

Для внесения платы Владелец грузовика обязан зарегистрировать себя и транспортное средство в Реестре Системы взимания платы.

Регистрация в

Через Личный кабинет, терминалах самообслуживания или в Центрах информационной поддержки пользователей

Личный кабинет

После проверки данных пользователь получает логин и пароль для доступа в Личный кабинет

Внести плату

Владелец автомобиля должен пополнить счет и оформить Маршрутную карту до начала движения

Внесение платы осуществляется Владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам или в порядке постоплаты.

Система взимания платы предусматривает два способа расчета платы:

Маршрутная карта

Оформление разовой Маршрутной карты в Личном кабинете, Мобильном приложении или Центре информационной поддержки пользователей

Бортовое устройство

Использование бортового устройства для расчета платы в автоматическом режиме

Внести деньги на расчётную запись можно через Личный кабинет на сайте системы «Платон» или Мобильном приложении для всех типов смартфонов, в Центре информационной поддержки пользователей, через терминалы самообслуживания, через агентские терминалы.

Для получения Бортового устройства Владельцу транспортного средства необходимо заключить с Оператором Системы взимания платы договор безвозмездного пользования, предоставив необходимый пакет документов.

Владелец транспортного средства устанавливает и активирует Бортовое устройство самостоятельно.

После установки Бортового устройства в кабине автомобиля при выезде на федеральную автомобильную дорогу с помощью навигационных систем ГЛОНАСС/GPS определяются географические координаты движущегося автомобиля и с заданной периодичностью через сети сотового оператора отправляются в Центр обработки данных.

В Центре обработки данных на основании данной информации, собранной за сутки, в автоматическом режиме рассчитывается размер платы. Во время движения автомобиля денежные средства списываются с расчётной записи Владельца транспортного средства автоматически. При длительной остановке Бортовое устройство автоматически переходит в «спящий режим».

В случае если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге либо маршрут проходит по платной федеральной автодороге, Система не включает данные участки пути в расчет платы.

Контроль за внесением платы в счет возмещения вреда осуществляется системой стационарного и

мобильного контроля. Системы контроля обеспечивают проверку регистрации в Реестре Системы и внесение платы в счет возмещения вреда.

Информационная поддержка Владельцев транспортных средств осуществляется:

  • Колл-центром, работающим круглосуточно;
  • Центрами информационной поддержки пользователей в каждом субъекте РФ.

Источник: http://platon.ru/about

Бортовое устройство для платных дорог в России. Система «Платон»

Бортовые системы «Платон» были созданы с целью взимания платы, согласно принятому законодательству за вред, причиняемый федеральным трассам транспортными средствами, чья максимальная масса превышает 12 тонн.

Основная цель проекта

Система «Платон» создавалась с целью взимания с транспортных средств массой выше 12 тонн платы за наносимый ими ущерб трассам федерального значения. Получаемые таким образом финансы будут направляться в Федеральный бюджет страны и расходоваться на проведение строительно-ремонтных работ, поддержание и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры в целом.

Реализация данного проекта даст возможность достичь целей программы «Развитие транспортной системы России», не прибегая к затратам средств государственного бюджета, одновременно улучшив общее состояние федеральных дорог.

Согласно статистике, транспортные средства с разрешенной массой свыше 12 тонн наносят более 56% вреда федеральным трассам. Количество таких автомобилей составляет менее 4% от общего количества, но при этом с каждым месяцем их число увеличивается.

Система «Платон» предполагает два различных способа внесения оплаты: при помощи маршрутной карты, либо специального прибора. Схема внесения средств авансовая. Бортовое устройство для платных дорог в России необходимо устанавливать на транспорт. В зависимости от пробега автомобиля высчитывается размер компенсационной платы.

Элементы системы «Платон»

На сегодняшний день все элементы проекта полностью подготовлены и представляют собой:

1. Центр управления и мониторинга — комплекс, расположенный в Твери, из которого осуществляется управление всей системой. На территории страны находится 183 дата-центра. В собственности государства имеется только один Центр обработки данных.

2. Центр обслуживания пользователей разделяется на 138 офисов, предназначенных для обслуживания перевозчиков. 35 из них располагаются на границах с разными странами (Казахстаном и Белоруссией, к примеру). Основная их задача — обслуживание перевозчиков грузов, которое включает в себя предоставление информации о системе, регистрацию в ней, оформление маршрутных карт. Бортовое устройство для платных дорог в России выдается здесь же. Планируется также создание сети терминалов обслуживания.

3. Система контроля. Введение системы «Платон» предполагает создание мобильного контроля, включающего в себя сто автомобилей, курсирующих по федеральным дорогам, и рамные конструкции на трассах. За два года планируется разместить 481 рамку. На данный момент в эксплуатацию введены только 20.

4. Интернет-ресурс. Мобильное приложение и личный кабинет, которые позволят пользователю пополнить счет в режиме онлайн, оформлять или отзывать маршрутные карты, осуществлять контроль над маршрутом.

5. Горячая телефонная линия работает круглосуточно и позволяет пользователям получить интересующую информацию, в том числе и адреса офисов системы «Платон».

6. Бортовое устройство для платных дорог в России — прибор, который посредством технологий спутниковой навигации фиксирует передвижение транспортного средства по трассам федерального значения.

Принцип действия системы «Платон»

Работа системы достаточно проста и включает в себя следующие этапы:

1. Правительство РФ устанавливает размер платы за каждый километр, пройденный транспортным средством массой свыше 12 тонн. Перевозчик оплачивает километраж до начала движения по трассам федерального значения, то есть действует авансовая система оплаты.

2. Средства вносятся как компенсация за вред, причиняемый дорожному полотну крупногабаритным автомобилем. Бортовое устройство для платных дорог в России рассчитывает общую сумму. Производить расчет можно также при помощи маршрутной карты. Первый способ считается более удобным, поскольку средства списываются с личного счета водителя без ошибок.

3. Для точного определения километража, пройденного автомобилем, в системе используется GPS или ГЛОНАСС.

4. Контроль за внесением платы осуществляется при помощи мобильных, либо стационарных пунктов.

5. Если перевозчик получает обвинение в административном правонарушении, все данные системы передаются в ГИБДД.

Кому принадлежит система «Платон»?

С первым появлением данного проекта было принято решение привлечь к нему иностранные компании, имеющие опыт в данной сфере. Однако позднее Сергей Чемезов, глава Ростеха, уверил правительство, что данная система должна находиться в области государственной безопасности. В качестве исполнителя по проекту была назначена государственная корпорация. Затем Игорь Ротенберг выкупил половину доли ООО «РТ-Инвест транспортные системы». Вторая половина принадлежит дочерней компании Ростеха.

Впрочем, согласно официальным документам, только четвертая часть «РТ-Инвест» принадлежит государственной корпорации. Основная доля (почти 75%) является собственностью «Царицын Капитал», владелец которого — Андрей Шипелов.

На самом деле по многим документам можно понять, кому принадлежит система «Платон». Являясь только номинально государственным проектом, его владельцами и управляющими числятся Шипелов и Ротенберг. Изначально правительство страны заявило, что внедрение системы будет производиться на частные средства, однако в итоге для запуска программы был взят кредит у «Газпромбанка» в размере 27 миллиардов рублей.

Установка

Использование новой системы подразумевает получение перевозчиками специального документа — маршрутной карты. Возникает вопрос, где установить систему «Платон»? Как вариант, можно использовать специальный прибор в кабине транспортного средства. Получить как карту, так и устройство можно в специальных офисах. Собственно, это и является ответом на вопрос, возникающий у многих дальнобойщиков, где установить систему «Платон».

Стоит сразу отметить, что законодательство страны не обязывает приобретать оборудование и размещать его в кабине транспортного средства. На имя каждого владельца крупногабаритного автомобиля заводится личный счет, пополнение которого происходит через банковскую карту. Помимо этого, вносить средства можно онлайн при помощи системы терминалов, либо QIWI. На декабрь 2015 года по всей территории России насчитывалось порядка 138 офисов, в которых можно было осуществить пополнение счета.

На пограничных дорогах созданы также мобильные офисы, которые могут принимать оплату.

Размер платы для большегрузных автомобилей

На сегодняшний день тариф, установленный за один километр пройденного по трассам федерального назначения пути, составляет 1,5293 рубля. Это пониженная ставка, действующая только до конца февраля 2016 года. Ранее величина тарифа составляла 3,73 рубля. Начиная с марта 2016 года сумма за каждый километр вновь повысится, оставшись до конца 2018 года стабильной на уровне 3,06 рублей.

По сравнению с аналогичными ставками в странах Европы, российские тарифы низкие. К примеру, в той же Республике Беларусь сумма, взимаемая за километр пути, выше в шесть раз. В Австрии стоимость километра дороги составляет 0,49 доллара, что в двадцать раз выше, чем в нашей стране.

Как скажется повышение тарифов на стоимости товаров

Согласно мнениям аналитиков, затраты перевозчиков возрастут, но незначительно. Средняя величина стоимости перевозок по трассам России составляет около 30 рублей за километр. Прибавка к данной величине максимального тарифа увеличит данную цифру только на 10%. При этом затраты, которые идут на перевозку, составляют порядка 4-10% от конечной стоимости товаров. Соответственно, увеличится итоговая цена максимум на 1%.

На данный момент транспортировкой продуктов питания занимаются порядка 8,5% всех большегрузов в стране, остальные 91,5% перевозкой строительных и навалочных материалов. При этом большая часть пищевой продукции перевозится на более короткие расстояния и в более вместительных транспортных средствах.

Штрафы за игнорирование системы «Платон»

Начиная с февраля 2016 года ГИБДД принялись штрафовать владельцев большегрузных транспортных средств, игнорирующих систему и не вносящих плату за проезд по трассам. Согласно информации из многочисленных источников, только 15 февраля текущего года инспекторами было выписано свыше 1000 штрафов на общую сумму порядка 5 миллионов рублей.

Как отметили представители «РТ-Инвест Транспортные Системы», являющегося оператором системы «Платон», после появления первых штрафов количество желающих зарегистрироваться в проекте увеличилось в несколько раз.

До начала 2016 года никаких санкций по отношению к перевозчикам, не принявшим участие в проекте, не вводилось: на штрафы был введен мораторий, действие которого длилось до окончания протестов дальнобойщиков.

Средства, вырученные за неоплаченный проезд в виде штрафов, направляются в региональные бюджеты.

Система «Платон»: протесты

После запуска проекта, подразумевающего платный проезд для грузовиков, по всей России начались забастовки дальнобойщиков. Вышедшие на митинги перевозчики и владельцы многотоннажных транспортных средств выдвигали требования: система должна быть отключена, введен мораторий на ее использование на следующие три года, а в течение одного года провести тестирование. По мнению митингующих, «Платон» абсолютно неработоспособен, не проработан и является угрозой для малого и среднего бизнеса, для которых величина сбора может стать «летальной» и привести к банкротству.

Первые протесты начались 11 ноября прошлого года. Дальнобойщики перекрыли транспортом многие трассы федерального назначения, став причиной многокилометровых пробок. Движение на некоторых дорогах оказалось заблокированным на несколько часов.

Куда будут направляться и на что тратиться полученные средства

Согласно расчетам экспертов, ежегодно федеральный бюджет будет пополняться за счет системы «Платон» на 50 миллиардов рублей как минимум. Полученные средства планируется направлять в бюджет и расходовать на ремонт дорожного полотна и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры в стране.

Величина штрафов

В случае игнорирования системы и неуплаты тарифов за передвижение по трассам грозят следующие штрафы:

  • Для водителей — 5 тысяч рублей.
  • Для индивидуальных предпринимателей — 40 тысяч рублей.
  • Для юридических лицтысяч рублей.

Повторное нарушение влечет увеличение штрафов; в случае с юридическими лицами сумма увеличивается до миллиона рублей.

Источник: http://sovetik.pp.ua/article/235721/bortovoe-ustroystvo-dlya-platnyih-dorog-v-rossii-sistema-platon

Как работает система взимания платы «Платон»?

С 15 ноября 2015 года введена в действие система «Платон», созданная на базе глобальных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. Ее предназначением является возмещение урона, наносимого дорожному покрытию федеральных трасс проезжающими по ним большегрузными автомашинами. Меры по взиманию денег касаются в первую очередь транспортных средств, у которых разрешенная максимальная масса превышает 12 тонн. По статистике, именно многотонники причиняют наибольший ущерб федеральным трассам. Проезд одной машины, масса которой больше дюжины тонн, наносит такой же вред, как проездтысяч простых легковых автомобилей.

Платон построен на отслеживании данных при помощи глобальных навигационных систем

Новые тарифы

До окончания февраля текущего года взимаемая плата рассчитывалась по тарифу примерно полтора рубля за километр пробега по федеральной трассе. Это уменьшенная величина запланированного тарифа, сначала предполагалось собирать 3,73 рубля за километр. Но с приходом весны тариф все равно увеличился, теперь плата за километр составляет 3,06 рубля и эта величина сохранится до окончания 2018 года.

По мнению экспертов, благодаря введенной в действие системе федеральный бюджет будет пополняться приблизительно на 50 миллиардов рублей каждый год. Полученные средства будут потрачены на ремонт автодорог и модернизацию всей дорожно-транспортной инфраструктуры. К концу 2018 года планируется произвести ремонт основной массы федеральных автотрасс страны.

Взимание дополнительных средств системой «Платон» сделает возможным реализацию крупных региональных проектов. Это будут автотрассы в Кавказском регионе, мосты, путепроводы, тоннели и подобные им проекты.

По заявлению Министерства транспорта Российской Федерации, благодаря улучшению качества дорог будет оптимизироваться доставка грузов, а также работа транспортно-логистических организаций. Все сферы народного хозяйства страны окажутся в выигрыше. Оперативное получение грузов будет способствовать быстрой и слаженной работе всех предприятий.

Платон позволит довести дороги до мировых стандартов, что снизит себестоимость перевозок

Как пользоваться системой «Платон»

Плата за пройденные по федеральной трассе километры вносится водителем большегруза либо заранее, либо начисляется по факту проезда через специальные дорожные рамки. Водителю необходимо зарегистрироваться на сайте системы и предоставить все необходимые документы для регистрации транспортного средства. Зарегистрировавшись, водитель вправе выбирать способ пользования системой:

  • оформлением маршрутной карты;
  • использованием бортового устройства.

Первый вариант подразумевает оформление специального документа – маршрутной карты. Для этого нужно заранее определиться с маршрутом и в точности соблюдать его при движении. Если водитель отклонится от маршрута, это будет считаться нарушением, поэтому потребует оплаты штрафа. Маршрутная карта может быть получена в ближайшем центре обслуживания системы. Взимание платы с водителя многотонного транспортного средства осуществляется еще до поездки. Все это, прямо скажем, не очень удобно.

Второй вариант более предпочтителен. В этом случае водитель большегруза получает от автодора специальное бортовое устройство. Выдается оно бесплатно. Каждое такое устройство становится закрепленным за конкретным транспортным средством, то есть его нельзя устанавливать в другую машину или заменять каким-либо аналогом.

Подключать устройство можно к прикуривателю. Индикатор показывает текущий баланс, состояние связи, число спутников. С помощью спутниковой связи рассчитываются пройденные километры. Баланс нужно пополнять заранее, так как денежные средства списываются в режиме реального времени. Взимание средств производится автоматически при проезде многотонника мимо специального оборудования, размещаемого на рамных конструкциях над поверхностью автодороги, либо мимо мобильных пунктов – автомобилей с установленным на них спецоборудованием. То есть от водителя никаких дополнительных телодвижений, кроме своевременного пополнения счета, не потребуется.

Установка бортового устройства не является обязательной, закон этого не требует. Обязательным для хозяина большегрузной автомашины является расчетный счет, который он может пополнять с банковской карты. Для этого на сайте системы «Платон» предусмотрен личный кабинет. Для пополнения счета можно воспользоваться онлайн-услугами, терминалами самообслуживания «Платон» или партнерской сетью QiWi.

Кроме того, для оплаты можно пользоваться не только банковскими картами, но и специальными топливными картами DKV и E100. Комиссия не взимается.

Чтобы получить доступ к услугам, предоставляемым в личном кабинете, с мобильного устройства (смартфона или планшета), можно воспользоваться соответствующим мобильным приложением. Оно доступно для свободного скачивания в Google Play и AppStore.

Приложение Платон доступно всем владельцам смартфонов

Немалые штрафы грозят нарушителям

Само название системы является сокращенным вариантом словосочетания «плати за тонну». На водителей большегрузов, проезжающих бесплатно по федеральным дорогам, налагаются немалые штрафы.

При первом нарушении водитель штрафуется на 5 тысяч рублей. Физическое лицо – владелец транспортного средства – штрафуется на 40 тысяч рублей. Взимание такой же суммы предусмотрено законодательством и для индивидуального предпринимателя. Относительно штрафов для юридических лиц, тут сумма существенно больше – 450 тысяч рублей.

Повторные попытки проехать бесплатно по федеральным трассам приводят к взиманию увеличенных сумм штрафов:

  • для физических лиц и индивидуальных предпринимателей – до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – до одного миллиона рублей.
Штрафы за бесплатный проезд пока взимаются только в столичной области, но с мая нынешнего года меры будут введены и в других регионах России.

Важно понимать, что бесплатным (то есть нарушающим законодательство) является проезд не только без бортового устройства, но и в случае, когда оно выключено или неисправно. Также нарушением является продолжение движения, когда денежные средства на счете израсходованы. Правильное решение во всех этих случаях – обратиться к оператору, чтобы информировать о поломке или отсутствии средств.

Штрафы за неуплату пошлины Платон довольно высоки

Как влияет работа системы на уровень цен

С введением системы «Платон», осуществляющей и контролирующей взимание денежных средств с крупнотоннажного автотранспорта, возрастут затраты на перевозку грузов по федеральным дорогам. Однако аналитики утверждают, что это повышение не будет существенным. Ведь стоимость перевозок по российским дорогам составляет приблизительно 30 рублей за километр (в среднем). А плата, взимаемая нововведением, – чуть больше 3 рублей. Иначе говоря, повышение составляет около 10%. Кроме того, нужно понимать, что затраты на транспортировку товаров – это 5-10% от их конечной стоимости.

Так что, даже если при расчетах взять максимальную планку расходов, то итоговая цена перевозимых товаров увеличится не более чем на 1%.

Кроме того, перевозкой продовольственных товаров заняты лишь 8,5% большегрузов. Остальная часть транспортирует строительные и навалочные материалы. Это говорит о том, что основная масса пищевых продуктов и продовольственных товаров перевозится на небольшие расстояния, а используется наименее тяжелый автотранспорт.

Продукты питания редко перевозят большегрузами

Специфика российской экономики

Во многих странах уже давно грузовой транспорт возмещает убытки, связанные с его передвижением по автотрассам. Так что принцип введение таких мер в России не должно вызывать недоумения. Евросоюз имеет четкую позицию в этом вопросе: средства на восстановление дорог должны браться с тех, кто зарабатывает на автоперевозках.

Как отреагирует на нововведение российская экономика? Вряд ли всеми перевозчиками будут повышены тарифы на свои услуги. Вполне возможен и демпинг, и активное участие «черных» игроков, не собирающихся платить в государственную казну и ищущих способы ухода от уплаты налогов. Интересен в этом смысле опыт стран Балтии. Жесткая конкуренция, а также постоянное повышение уровня цен на товары вынуждают перевозчиков уменьшать, а не увеличивать стоимость своих услуг, привлекая тем самым больше клиентов.

Тарифная ставка, имеющаяся на данный момент, очень низкая по сравнению с европейской. Даже в Беларуси она выше в 6 раз, а в сравнении с австрийским тарифом российский ниже примерно в 20 раз.

Комментарии

© 2018 Журнал для участников рынка грузоперевозок

Вопросы и предложения:

Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник

Источник: http://logoskop.ru/platon/kak-rabotaet-sistema.html

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн