Проезд перекрестка с разделительной полосой

Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 1 Бесплатная юридическая консультация: Данная статья является дополнением к опубликованной ранее статье.

Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 1


Бесплатная юридическая консультация:

Данная статья является дополнением к опубликованной ранее статье Выполнение разворота, в которой было дано описание техники выполнения разворота на перекрестках.

Оглавление:

Именно техники разворота, поскольку правильность этого маневра зависит, скорее, от того, каким образом организовано движение на конкретном перекрестке, и от дорожной ситуации, которая складывается в тот момент.

Здесь же речь пойдет о развороте на перекрестках дорог, одна из которых, или обе дороги которых имеют разделительную полосу, т.е. встречные потоки на этих дорогах разделяются или конструктивно (газон, бордюр), или разметкой 1.2.1. Поскольку перекрестки подобных дорог могут иметь любую конфигурацию, рассмотрим наиболее распространенные из них.

Относительно, непосредственно, самой техники разворота на перекрестке, вопросов, обычно, не возникает. Т.е., еще с автошколы водители знают, чтобы развернуться на перекрестке, нужно выполнить последовательность определенных действий: занять крайний левый ряд своего направления, включить левый «поворотник», заехать на перекресток и, приняв меры безопасности, развернуться и выехать в обратном направлении.

Меры безопасности в этом случае – это, во-первых, необходимость уступить дорогу транспорту, имеющему приоритет, а во-вторых, контроль ситуации слева-сзади вашего автомобиля, поскольку всегда существует вероятность того, что вас могут «подрезать» слева. Те водители, что едут позади вас, видят «ваш» включенный левый «поворотник», и они еще не знают, что вы собираетесь развернуться, они могут принять ваш маневр за левый поворот, и таким образом под вашим прикрытием попытаться срезать себе путь для поворота налево на перекрестке.


Бесплатная юридическая консультация:

Уступая дорогу встречным автомобилям, особенно в случаях, когда обзор встречной проезжей части закрывается (когда встречные машины поворачивают налево, то они частично закрывают для вас обзор перекрестка), нельзя забывать, что передний бампер вашей машины во время поворота «выступает» на проезжую часть, поэтому, действовать нужно осторожно.

На обычных перекрестках, имеющих четыре стороны, можно не раздумывать о траектории разворота – в зависимости от ситуации, можно развернуться как по короткой дуге, так и по длинной, доехав до центра перекрестка. Но когда одна из дорог перекрестка имеет разделительную полосу, относительно правильности траектории разворота могут появиться сомнения. Перед водителем встает вопрос: как правильно развернуться на таком перекрестке — по короткой или по длинной дуге, т.е. стоит ли доезжать до условного центра, или можно развернуться сразу, как только выехал на пересечение проезжих частей.

Ответ на этот вопрос будет неоднозначный, и далее мы рассмотрим несколько вариантов выполнения этой задачи. Сама задача – развернуться на перекрестке, одна из дорог которого, а может и обе дороги, имеет разделительную полосу. Разумеется, разворот должен выполняться в соответствии с Правилами, и таким образом, чтобы не создать аварийную ситуацию, а заодно, и самому не подставиться.

Начнем с того, что разделительные полосы на дороге бывают широкие и узкие. Настолько узкие, что сама конструкция выглядят как очень неширокая площадка, приподнятая над проезжей частью, иногда с заборчиком посередине.

Из определения «Разделительной полосы» мы знаем, что она разделяет смежные проезжие части, и что эта полоса не предназначена для движения и остановки ТС. Таким образом, прерываясь на перекрестке, эта разделительная полоса разделяет пересечение проезжих частей на две условные части (можно посмотреть рисунок в пункте 1.2 ПДД). Эти пересечения являются условными, поскольку в Правилах отсутствует определение «Пересечение проезжих частей», но необходимо понимать подобное «разделение» перекрестка, потому что некоторые дорожные знаки действуют только на то пересечение проезжих частей, перед которым они установлены.


Бесплатная юридическая консультация:

Правильность выполнения левого поворота и разворота на таких перекрестках, как уже упоминалось в начале статьи, зависит не от ширины разделительной полосы на дороге, а от того, каким образом знаками и дорожной разметкой организовано движение на этом перекрестке.

Возьмем один из наиболее часто встречающихся перекрестков такого типа, где разделительная полоса имеется только на одной из дорог, а пересекаемая проезжая часть представляет собой, например, две или четыре полосы с разметкой посередине. Собираясь развернуться на таком перекрестке, в первую очередь необходимо убедиться, что разворот в этом месте не запрещен Правилами.

Об условиях, запрещающих разворот, вкратце, уже упоминалось вначале статьи Выполнение разворота. Часть 2. Для наглядности, например, на сдвоенном рисунке, размещенном ниже, на верхней картинке разворот на перекрестке НЕ допускается установленным предписывающим знаком 4.1.4 «Движение прямо или направо». На нижней картинке, с левой стороны, знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен» не запрещает разворот, а с правой стороны, знак 4.1.4 «Движение прямо или направо» предписывает двигаться в направлении, указанном стрелками, т.е. запрещает развернуться в этом месте.

Также нельзя будет развернуть автомобиль, если с крайней левой полосы знаками, определяющими направление движения по полосам, или разметкой 1.18, будет указано движение только прямо, т.е. повернуть налево, а заодно и развернуться, будет нельзя, или же перед перекрестком будет установлен знак 3.19 «Разворот запрещен».

На следующем фото ниже никаких ограничений для разворота нет, причем, на обеих дорогах развернуться можно (но не желательно) сразу, как только пересекли пешеходный переход, т.е., по короткой дуге. На такой маневр, разворот при движении вдоль разделительной полосы именно по короткой дуге, прямого запрета в Правилах нет, но судебная практика показывает, что решения выносятся НЕ в пользу водителей. В третьей части серии статей по теме разворота на перекрестках, образующихся дорогами с разделительной полосой, будет дано объяснение, почему так происходит, и будет предложен, так называемый, алгоритм разворота на подобных перекрестках.


Бесплатная юридическая консультация:

Далее, на фотографиях представлен вид перекрестка с обеих его дорог, и это не случайно. Читая дальше, вы поймете, почему. Двигаясь вдоль разделительной полосы очень часто можно лишь только убедиться в том, что развернуться на этом перекрестке можно в принципе, другими словами, разворот в данном месте разрешен. А вот, по какой дуге выполнить разворот, по малой, т.е. сразу, как только заехали на пересечение дорог, или по большой, за центром перекрестка, будет непонятно до тех пор, пока вы не доедете хотя бы до середины перекрестка.

Взгляните на следующие две фотографии.

На них изображен перекресток, образуемый дорогой с широкой разделительной полосой. Верхнее фото – вид на подъезде к перекрестку, нижнее фото – заезд на его пересечение, где на дальней стороне рядом со светофором торцом к вам стоит знак 4.1.5 «Движение прямо и налево». Этот знак – для водителей, которые едут по пересекаемой дороге справа – налево относительно вас, но это прямой сигнал к тому, что развернуться в данном месте можно только по длинной дуге, т.е. за линией, проходящей поперек вашего движения через середину перекрестка.

Если вы, например, в этом месте, чтобы развернуться, решите поехать по короткой траектории, то, во-первых, рискуете столкнуться с встречным автомобилем, который, не успев выехать с перекрестка на свой разрешающий сигнал светофора, остановится в разрыве разделительной полосы. А во-вторых, инспектор за такой маневр вас остановит как за движение во встречном направлении, и в этом случае отстоять свою невиновность будет очень трудно.

Следующие две фотографии – этот же перекресток, только вид уже со стороны боковой дороги (та, что справа — налево), чтобы лучше понять расположение знаков на нем.

Верхнее фото – вид на подъезде к перекрестку с боковой дороги, нижнее – въезд на первое пересечение. Обратите внимание на расположение знаков 4.1.4 «Движение прямо и направо» и 4.1.5 «Движение прямо и налево». В разрыве разделительной полосы (с левой стороны) стоит точно такой же знак 4.1.5 для встречных водителей — он обращен к вам тыльной стороной. Подобное расположение предписывающих знаков информирует водителя, что поворот налево и разворот на этом перекрестке, двигаясь по боковой дороге, можно выполнить только со второго (по ходу движения) пересечения проезжих частей, т.е., проехав разрыв разделительной полосы.


Бесплатная юридическая консультация:

Ну и для большей наглядности ниже схематично представлены рисунки с правильной траекторией разворота на этом перекрестке при данной организации проезда через него.

Глядя на все эти фотографии дорог с разделительными полосами (а в реальности разновидностей подобных конструкций, да и просто размеченных разделительных полос, очень много), и оказавшись в реальной ситуации на похожем перекрестке, вот так, сходу, нельзя сказать, какая траектория разворота на перекрестке будет правильная — короткая или длинная. Очень часто узкая разделительная полоса условно, повторюсь, условно! играет роль конструктивной двойной сплошной линии, пусть даже это конструкция с заборчиком. На перекрестках дорог с подобными «узкими» полосами можно разворачиваться сразу, как только выехали на перекресток, т.е. не требуется доезжать до центра. И с другой дороги этого же перекрестка можно развернуться сразу, как только заехали на пересечение. Разумеется, если разворот в том месте разрешен ПДД.

А вот когда вы едете вдоль широкой разделительной полосы (невозможно утвердительно сказать, на сколько полоса должна быть широкой, предположим, две длины автомобиля), то рекомендуется строить линию разворота за центром перекрестка, чтобы не оказаться на встречной полосе, как в ситуации с предписывающими знаками, особенно, если вы проезжаете через этот перекресток впервые.

Даже когда перекресток вам хорошо знаком, и вы точно уверены, что на нем отсутствуют условия «встречной полосы», например, знаки, определяющие направление движения по пересечениям, как уже было рассмотрено выше, то и в этом случае не стоит стремиться быстро развернуться по короткой дуге, как на четвертой паре фоток сверху. На том фото сначала красный, а за ним и черный автомобили выполняют разворот по короткой траектории. Лучше проехать несколько метров вперед, ближе к центру, и затем уже выполнить разворот. Часто, на не широких перекрестках, встречный автомобиль, одновременно с вами поворачивающий налево, обычно «подсказывает» своими действиями, каким бортом разойтись на пересечении.

Вот, примерно так и нужно «строить» свою траекторию разворота на подобных перекрестках.


Бесплатная юридическая консультация:

В следующей, второй части данной темы продолжим обсуждение разворотов в пределах перекрестков дорог с разделительными полосами, и обсудим выполнение разворота в тех местах, где эти дороги образуют Т-перекрестки.

Самые читаемые разделы сайта

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

Вас заинтересует

8 комментариев

  1. Владимир

Здравствуйте, на последней схеме, правый перекресток.

Красный автомобиль выполняет в обоих случаях разворот в пределах пересечения проезжих частей. Со второй проезжей частью все ясно и понятно, она зеленая. Но почему разворот на первом пересечении проезжих частей выделен красным как неправильный разворот? Кажется никакого выезда на встречную полосу не наблюдается, разворот в пределах пересечения проезжей части.

Все дело в предписывающем знаке 4.1.4 «Движение прямо или направо». Знак действует на то пересечение, перед которым он установлен, и разрешает движение только в направлении, указанном на знаке. На первом пересечении разворот запрещен знаком 4.1.4, поэтому он выделен красным цветом.


Бесплатная юридическая консультация:

Вопрос такой. Может ли красный автомобиль, пропустив встречный транспорт (желтый и белый автомобили) повернуть налево, не дожидаясь когда загорится зеленый сигнал? Выезд на перекресток то осуществляется на зеленый сигнал. Или он должен остановится и ждать зеленого сигнала? Если встречного транспорта нет.

Если дорожная обстановка соответствует изображенной на рисунке, тогда нет, останавливаться не нужно. Заехали по длинной дуге с поворотом налево в разрыв полосы, пропустили встречных (желтого и белого), выехали с перекрестка.

Но обстановка на перекрестках может различаться. Например, перед въездом на второе пересечение в разрыве полосы будет нанесена разметка 1.12 «Стоп-линия» (установлен знак 6.16 «Стоп»), можно посмотреть здесь. Тогда водитель должен остановиться у линии (у знака) и ждать разрешающего сигнала.

Если перед перекрестком установлен знак 6.3.2 Зона для разворота, можно ли на этом перекрестке поворачивать налево?

Знак 6.3.2 «Зона для разворота» указывает на участок дороги (протяженность), в пределах которого разрешено развернуться. Этот знак запрещает поворот налево.

Бесплатная юридическая консультация:

Сергей Д., «Все дело в предписывающем знаке 4.1.4 «Движение прямо или направо». Знак действует на то пересечение, перед которым он установлен, и разрешает движение только в направлении, указанном на знаке. На первом пересечении разворот запрещен знаком 4.1.4, поэтому он выделен красным цветом.»

А разве дело только в знаке? если б не было знака, разворот по красному пунктиру всё равно запрещён ведь? : pravo-auto.com/wp-content.×278.jpg

1. Если водитель выбрал «дальнюю» траекторию разворота и не «вписался» в границы перекрёстка, то он неизбежно пересечёт сплошную линию разграничения встречных потоков. Но при этом выезда на встречную полосу он не совершит, так как двигаться будет перпендикулярно ей. За такое нарушение предусматривается только штраф до 1500 рублей.

2. Если же водитель не смог правильно развернуться на «ближней» траектории, заехав за границы перекрёстка, то получается, что в результате этого маневра он выехал прямиком на встречную полосу, за что он может потерять 5000 р. в лучшем случае в виде административного штрафа, а то и лишиться прав на срок 4-6 мес. Повторное такое нарушение карается уже лишением прав на 1 год.

В данном случае дело только в знаке 4.1.4. Но в реальности могут быть другие, скажем, технические условия, не запрещающие, но осложняющие этот маневр. Например, в приведенном вами пункте 2: радиус разворота автомобиля не позволяет без нарушения «вписаться» в первое пересечение, таким образом можно выехать на встречную полосу или проехаться по пешеходному переходу.


Бесплатная юридическая консультация:

Другими словами, в таком случае на разворот юридического запрета нет, но если автомобиль не вписался, то маневр будет выглядеть как нарушение.

Источник: http://avtonauka.ru/voghdenie/razvorot-na-perekrestke-dorog-s-razdelitelnoj-polosoj-chast-1.html

Проезд перекрестков с разделительной полосой

Перекресток с разделительной полосой. Выбор правильной траектории для разворота.

Добрый день, уважаемый читатель.

Как Вы, наверное, знаете, существует множество споров по поводу выбора правильной траектории для поворота или разворота на перекрестке с разделительной полосой. В статье «Разворот на перекрестке с разделительной полосой. Правила и штрафы» я уже затрагивал тему разворота на подобных перекрестках.

Ну а сегодня я хочу рассмотреть ту же самую ситуацию, но несколько с другой позиции, а именно с точки зрения обновленных 20 ноября 2010 года правил дорожного движения и обновленного 21 ноября 2010 года кодекса об административных правонарушениях.


Бесплатная юридическая консультация:

Суть проблемы

Суть проблемы состоит в том, что многие водители не могут для себя решить, по какой траектории они будут выполнять поворот налево или разворот на перекрестке с разделительной полосой.

Существуют 2 возможных варианта:

На практике вариантов, конечно же, не два, а существенно больше, однако именно на двух из них мы остановимся подробнее.

Кроме того, водителей интересует, является ли разворот по меньшей траектории выездом на полосу встречного движения, за который предусмотрено наказание в виде лишения прав.

Рекомендуемое решение

Рекомендуемое решение было найдено еще в первой статье серии и заключается оно в том, что необходимо выполнить разворот по большей траектории, т.е. по траектории, обозначенной цифрой 2 на рисунке.


Бесплатная юридическая консультация:

Прежде всего, это связано с тем, что проезд по меньшему радиусу в любом случае является нарушением правил дорожного движения, а именно пункта 8.6:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Безусловно, Вас заинтересует информация о том, что же такое сторона встречного движения. Это понятие дается в пункте 9.1 правил дорожного движения:

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, сторона проезжей части может существовать на любой проезжей части независимо от того, расположена ли проезжая часть в пределах перекрестка. Т.е. разворот по меньшей траектории в любом случае является нарушением и остается разобраться лишь в том, какое наказание предполагается за это нарушение.

Поэтому несмотря на то, что в некоторых случаях выполнить разворот по траектории 1 оказывается для водителя проще и быстрее, так поступать не следует.

Является ли перекресток частью дороги?

В комментариях к статье «Разворот на перекрестке с разделительной полосой. Правила и штрафы» читатели предполагали, что перекресток не является частью дороги, а следовательно, за проезд по малой траектории не может быть применено наказание в виде лишения прав.

Возможно до изменения правил дело обстояло именно так, однако новый пункт 9.2 правил дорожного движения эту ситуацию изменил:

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.


Бесплатная юридическая консультация:

В нем не совсем напрямую, но все же говориться о том, что перекресток является частью дороги.

Возможные наказания

Итак, мы определили, что разворот по меньшему радиусу является нарушением, теперь осталось лишь понять, какое наказание предусмотрено за этот маневр.

Необходимо найти статью в 12 главе кодекса об административных правонарушениях, которая бы предусматривала наказание за выезд на сторону встречного движения при повороте налево или развороте с нарушением правил дорожного движения. При этом дополнительных нарушений разметки или требований дорожных знаков не происходит.

Как бы это не было странно, но только единственная статья подходит под все вышеприведенные требования — часть 4 статьи 12.15:

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона


Бесплатная юридическая консультация:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Так что изменение правил дорожного движения и КоАП не привело к изменению наказаний за рассматриваемое нарушение.

А какие возможные варианты по оправданию проезда по малому радиусу в рамках ПДД известны Вам?

Удачи на дорогах!


Бесплатная юридическая консультация:

Разворот на перекрестке с разделительной полосой. Правила и штрафы.

Добрый день, уважаемые читатели. В сегодняшней статье я расскажу о том, как правильно выполнить разворот на перекрестке с разделительной полосой.

На первый взгляд перекресток с разделительной полосой не отличается от других перекрестков, но на самом деле это не так.

Часто маневры на таких перекрестках выполняются не по правилам дорожного движения и влекут возникновение аварийных ситуаций и дорожно транспортных происшествий. В этой статье поговорим о том, как избежать неприятных ситуаций на перекрестках с разделительной полосой.

Перекресток с разделительной полосой

Для начала определим, где находятся границы данного перекрестка.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.


Бесплатная юридическая консультация:

Перекресток изображен на рисунке:

Что такое разделительная полоса?

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Разделительной полосой может служить клумба, забор, парк, аллея и т.п. Разделительная полоса может быть шириной несколько сантиметров (в этом случае она чаще всего выделяется разметкой), а может быть и несколько десятков метров.

Приготовления перед началом выполнения разворота

Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

Таким образом перед разворотом нам необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части (не только крайнюю левую полосу, но и ее левую часть).

По какой траектории выполнять разворот?

По какой траектории выполнять разворот — самый важный вопрос этой статьи. Существуют 2 возможные траектории движения:


Бесплатная юридическая консультация:

1. Разворот на перекрестке по малому радиусу.

2. Разворот по большому радиусу.

Правила дорожного движения не описывают по какой конкретной траектории необходимо выполнять разворот. Но, если рассмотреть разворот как 2 последовательных поворота налево, то можно выбрать лучшую траекторию:

Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

В данном случае на перекрестке 2 пересечения проезжих частей:

А так как стороной встречного движения считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, правильной траекторией является траектория 2. Достоинством выбора этой траектории является тот факт, что при движении по ней Вы не будете мешать движению автомобилей, которые движутся по пересекаемой дороге.


Бесплатная юридическая консультация:

Штрафы за разворот на перекрестке с разделительной полосой

Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования

1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия —


Бесплатная юридическая консультация:

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.


Бесплатная юридическая консультация:

Лучше выбрать для разворота траекторию 2 и избежать проблем с проездом перекрестка. А Вы как предпочитаете разворачиваться на таких перекрестках?

Проезд нерегулируемых перекрестков по второстепенной дороге

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье мы продолжим разговор о правилах дорожного движения, которые относятся к проезду перекрестков. На этот раз речь пойдет о нерегулируемых перекрестках, к которым Ваш автомобиль приближается по второстепенной дороге.

Напомню, что проезд нерегулируемых перекрестков, к которым наш автомобиль приближается по главной дороге был рассмотрен в статье «Правила проезда перекрестков. Часть 6. Проезд нерегулируемых перекрестков по главной дороге».

Эта статья уже седьмая в серии «Правила проезда перекрестков», и если Вы по каким-то причинам не читали предшествующие, то можете начать, например, со статьи «Правила проезда перекрестков. Часть 1. Что такое перекресток?».

В очередной раз хочу сказать о том, что при подъезде к любому перекрестку необходимо сначала занять правильную полосу движения, а затем определиться с типом перекрестка, который в этом случае оказался нерегулируемым перекрестком, и мы к нему приближаемся по второстепенной дороге.

Для начала хочу привести 2 самые распространенные ошибки водителей, которые допускаются на нерегулируемых перекрестках при подъезде к ним по второстепенной дороге:

1. Водитель считает, что он должен пропускать все автомобили, которые приближаются к перекрестку со всех направлений.

2. Водитель не знает правил дорожного движения и не понимает, что означают знаки «Перевернутый треугольничек» (Уступите дорогу) и «Обрубленный кружок» (Движение без остановки запрещено).

Первая ошибка обычно приводит к образованию пробки, вторая — к возникновению аварийной ситуации или ДТП.

Если Вы не хотите совершать ни одну из этих ошибок, то рекомендую Вам прочитать эту статью до конца.

Сразу же хочу отметить, что независимо от направления главной и второстепенной дорог, если Ваш автомобиль приближается к нерегулируемому перекрестку по второстепенной дороге, то Вы должны уступить дорогу по крайней мере всем автомобилям, которые въехали на перекресток по главной дороге.

Такая ситуация описана в пункте 13.9 правил дорожного движения:

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

1. Второстепенная дорога не меняет направления

В этом случае перед перекрестком должен быть установлен один из знаков:

При этом никаких дополнительных табличек быть не должно.

В данном случае траектория движения нашего автомобиля может пересечься с траекторией автомобиля, который едет нам навстречу по второстепенной дороге и поворачивает налево. Ему уступать дорогу не нужно и об этом свидетельствует пункт 13.12 правил:

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Что касается автомобилей, движущихся со всех остальных направлений, то есть едущих по главной дороге, то им нужно уступить дорогу.

Т.е. нужно уступить дорогу всем автомобилям, которые въезжают на перекресток по главной справа и слева от Вас, если их траектория пересекается с Вашей.

В данном случае все точно также, как и в предыдущем. Уступать дорогу нужно только тем автомобилям, которые приближаются к перекрестку по главной дороге.

Поворот налево или разворот

Данная ситуация, пожалуй, самая сложная на неравнозначном перекрестке. В этом случае нужно уступить дорогу абсолютно всем автомобилям, которые приближаются к перекрестку, независимо от того, какой маневр они совершают.

2. Второстепенная дорога поворачивает направо

В этом случае перед перекрестком должен быть установлен один из знаков:

одновременно с табличкой:

В данном случае дорогу нужно уступить всем автомобилям которые приближаются со встречного направления и слева т.е. по главной.

Кроме них траектория Вашего автомобиля может пересечься только с автомобилями, которые подъезжают по правой дороге и выполняют разворот. Им уступать дорогу не нужно, т.к. в момент пересечения траекторий разворачивающийся автомобиль оказывается слева от Вас. Об этом свидетельствуют пункты 13.10 и 13.11 правил дорожного движения:

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Движения прямо, поворот налево или разворот

В данном случае нужно уступить дорогу абсолютно всем автомобилям, траектории которых пересекаются с Вашей.

3. Второстепенная дорога поворачивает налево

В этом случае перед перекрестком должен быть установлен один из знаков:

одновременно с табличкой:

Поворот направо, движение прямо, поворот налево

Во всех перечисленных случаях нужно уступить дорогу только автомобилям, которые приближаются к перекрестку по главной дороге, т.е. тем, которые едут со встречного направления или справа.

Это единственный маневр, при выполнении которого нужно уступить дорогу не только автомобилям, приближающимся к перекрестку по главной дороге, но и автомобилям, приближающимся к перекрестку по второстепенной (слева) и поворачивающим направо.

На этом мы закончим рассмотрение неравнозначных перекрестков и в следующей статье серии поговорим об их полной противоположности — равнозначных перекрестках.

Удачи на дорогах!

Пересечение проезжих частей на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены понятия перекресток и пересечение проезжих частей, используемые в правилах дорожного движения.

Границы перекрестка обычно не совпадают с границами пересечения проезжих частей. Кроме того, перекресток может включать в себя несколько пересечений.

На стандартных «квадратных» перекрестках найти границы не составит труда. Однако на сложном пересечении дорог ориентирование становится весьма не простой задачей. Ниже будут рассмотрены различные варианты пересечения дорог. Приступим.

Понятия перекресток и проезжая часть

Понятия перекресток и проезжая часть приведены в пункте 1.2 ПДД:

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Границы перекрестка. Чтобы определить границы перекрестка, нужно найти его центр. Обратите внимание, понятие центр перекрестка никак не расшифровывается, поэтому с его поиском могут возникнуть трудности. Если перекресток стандартный (квадртаный), то центр его находится в центре квадрата. С этим проблем не возникает. Если же перекресток имеет сложную конфигурацию (например, большая площадь, где соединяются несколько дорог под разными углами), то определить его центр не получится. Что делать в данном случае, правила не объясняют.

Далее, необходимо соединить противопложные, наиболее удаленные от центра начала закруглений проезжих частей. Фраза эта слишком сложна для понимания. Приведу ее развернутое объяснение.

Выберите одну из проезжих частей, примыкающих к перекрестку. Найдите закругления проезжих частей, относящиеся к этой дороге (их будет 2). У каждого из закруглений есть 2 начала (это точки, где закругление переходит в бордюр). Нужно взять по одной точке от каждого закругления. И это должны быть точки, которые находятся на границах выбранной проезжей части.

В общем, посмотрите на картинку. Границы стандартного перекрестка обозначены желтым.

Пересечение проезжих частей. Данное понятие в правилах дорожного движения не расшифровано. При обучении правилам дорожного движения пересечение проезжих частей понимается следующим образом. Возьмите каждую из проезжих частей, примыкающих к перекрестку. Продолжите их на перекресток. Найдите места, где пересекаются 2 или более проезжих частей. Это и будет пересечением.

На рисунке выше пересечение проезжих частей обозначено синим цветом. В экзаменационных билетах ГИБДД под пересечением проезжих частей понимается именно эта фигура.

В рамках всех статей на pddmaster.ru также используется именно это значение.

Однако существует и альтернативная точка зрения на понятие «пересечение проезжих частей». Она будет рассмотрена в конце данной статьи.

Самый простой перекресток

Перейдем к рассмотрению разнообразных перекрестков. И первый на очереди — «самый простой перекресток»:

Границы данного перекрестка совпадают с границами пересечения проезжих частей.

Такой вариант на практике встретить довольно сложно, т.к. для удобства выполнения поворотов перекрестки снабжаются закруглениями.

Дорога с разделительной полосой

Еще один достаточно популярный вариант — одна из дорог имеет 2 проезжие части:

Этот вариант можно встретить в экзаменационных билетах. Вопрос при этом звучит следующим образом: «Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекресток?». В данном случае ответ очевиден — 2 пересечения проезжих частей (выделены синим).

Однако на практике у водителей зачастую возникает вопрос выбора правильной траектории для разворота на таком перекрестке. Подробнее об этом Вы можете узнать в статье «Разворот на перекрестке с разделительной полосой».

Выше были рассмотрены простые варианты перекрестков, на которых водители могут сориентироваться без проблем. Перейдем к более сложным.

Разделительная полоса на одной из дорог

Итак, на данном перекрестке только одна из дорог имеет разделительную полосу:

Определить границы перекрестка в данном случае не сложно. А вот с пересечением проезжих частей возникают трудности.

Любой из этих вариантов может иметь место. Что же делать на практике?

Исходите из того варианта, который является наихудшим для Вас в данной ситуации. Например, при повороте на перекрестке используйте вариант 2, т.е. с каждого из пересечений проезжих частей выезжайте на попутную полосу движения.

Если же Вы паркуете автомобиль рядом с перекрестком, то используйте вариант 1. И отсчитывайте 5 метров от «большого» пересечения проезжих частей.

Подобный подход позволит Вам в любом случае избежать штрафов ГИБДД.

Перекресток нескольких дорог

Еще один интересный перекресток — пересечение пяти дорог:

Этот перекресток интересен тем, что границы пересечения проезжих частей выходят за пределы перекрестка:

Обратите внимание, по рисунку кажется, что здесь только одно пересечение проезжих частей. Однако с другой стороны можно подумать, что здесь 3 пересечения проезжих частей, границы которых сливаются.

Еще раз напоминаю, что на практике нужно исходить из наихудшего варианта. Т.е. с каждого из пересечений проезжих частей нужно выезжать на попутную сторону движения.

Обратите внимание, выше были рассмотрены несколько перекрестков. Для лучшего понимая, все дороги пересекаются под прямыми углами, а сами рисунки симметричные. Т.е. определение границ перекрестков и пересечений проезжих частей при желании можно найти.

На практике многие перекрестки имеют более сложную структуру. Например, дороги могут пересекаться под разными углами. Образуются пересечения одновременно трех и более проезжих частей. Закругления проезжих частей могут иметь разный радиус. Все это создает сложности при ориентировании.

Водитель должен уметь находить границы перекрестка и пересечения проезжих частей, так как многие пункты правил связаны с этими понятиями.

Для пересечения проезжих частей:

  • При выезде оказаться на стороне попутного движения (8.6).
  • При въезде на дорогу с реверсивным движением оказаться на крайней правой полосе (9.8).
  • Остановка и стоянка запрещены ближе, чем в 5 метрах от пересечения (12.4, 12.5).
  • Знаки 3.18.1, 3.12.2, 4.1.1-4.1.6 действуют на пересечение проезжих частей.
  • Пешеходы должны переходить дорогу на перекрестке по линии тротуаров или обочин (4.3).
  • Запрещено движение задним ходом (8.12).
  • Нужно выехать с перекрестка, независимо от сигнала светофора (13.7).
  • Уступить дорогу участникам дорожного движения при включении разрешающего сигнала светофора (13.8).
  • Знаки 5.15.1, 5.15.2 действуют на весь перекресток.

Одновременно для перекрестка и пересечения проезжих частей:

  • Запрещается выезжать, если образовался затор.
  • При запрещающем сигнале светофора нужно остановиться на перекрестке перед пересекаемой проезжей частью.

Альтернативное понимание пересечения проезжих частей

В завершение данной статьи предлагаю рассмотреть альтернативный вариант понимания понятия «пересечение проезжих частей»:

Обратите внимание на розовые уголки. Они предназначены для движения автомобилей, т.е. являются проезжими частями или частями одной проезжей части (понятие «проезжая часть» приведено выше).

При таком подходе получается, что границы перекрестка совпадают с границами пересечения проезжих частей. А это ведет к тому, что водители по другому выполняют требования приведенных выше пунктов правил.

Еще раз подчеркну, что данная точка зрения является альтернативной. Не нужно на нее опираться при сдача экзаменов на права или спорах с сотрудниками ГИБДД.

Удачи на дорогах!

Разворот на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассматриваться разворот на перекрестке и особенности этого маневра. Сразу же хочу отметить, что в ходе статьи будет рассматриваться самый обычный перекресток, на котором пересекаются две четырехполосные дороги.

Напомню, что ранее уже был рассмотрен разворот на перекрестке с разделительной полосой и сегодня этот маневр затрагиваться не будет.

Однако сразу же хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что неправильное выполнение разворота даже на самом обычном перекрестке может привести к лишению водительских прав. Так что читайте статью внимательно и не допускайте подобных нарушений.

Почему водители предпочитают выполнять разворот на перекрестке

Для начала хочу представить Вам перекресток, который будет рассматриваться в ходе статьи, и на котором желает развернуться наш водитель:

Сразу же хочу заметить, что в рамках этой статьи не имеет особого значения, каким является перекресток: регулируемым или нет.

Будем считать, что водитель синего автомобиля уступил дорогу всем транспортным средствам, которым он должен был её уступить, и ничто не мешает ему выполнить разворот на перекрестке в соответствии с требованями правил дорожного движения.

Напомню, что при выполнении разворота на перекрестке необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части попутного направления. Именно это и сделал водитель синего автомобиля.

Кстати, многие водители предпочитают выполнять разворот на перекрестках именно из-за того, что при большом радиусе разворота им не придется пользоваться задним ходом, т.к. автомобиль при желании может заехать на пересекаемую дорогу. А так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Разворот на перекрестке с разъяснениями

Итак, задача поставлена, и нашему автомобилю необходимо выполнить разворот на перекрестке, не нарушив требований ПДД. Кстати, хочу обратить Ваше внимание, что на рассматриваемом сегодня перекрестке отлично видно горизонтальную дорожную разметку, а на реальном перекрестке разметка скорее всего будет стерта.

Итак, на данном перекрестке есть одно пересечение проезжих частей, и вот его границы:

Давайте вспомним пункт 8.6 правил дорожного движения:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Оптимальная траектория разворота на перекрестке

Оптимальная траектория разворота на перекрестке должна пройти таким образом, чтобы автомобиль не выехал с пересечения проезжих частей раньше намеченного места:

На этом рисунке представлены только 2 возможные правильные траектории разворота, однако на практике можно развернуться и по любой траектории, пролегающей между этими двумя. Поскольку автомобиль не выезжает с пересечения проезжих частей, наказание наложено быть не может.

Неправильные траектории разворота на перекрестке

Давайте рассмотрим несколько неправильных траекторий, разворот по которым может привести к весьма существенным наказаниям:

Итак, на приведенном выше рисунке оба водителя не смогли выполнить разворот в пределах пересечения проезжих частей, поэтому им пришлось немного заехать на примыкающую слева дорогу.

Хочу обратить внимание, что водитель, двигающийся по верхней траектории, пересекает двойную сплошную линию разметки, однако при этом не происходит выезда на встречную полосу движения (он едет перпендикулярно ей). Наказание для него — штраф 500 рублей по части 2 статьи 12.16 КоАП.

Что касается водителя, выбравшего нижнюю траекторию, то его дела куда плачевнее. Он выезжает с пересечения проезжих частей прямо на встречную полосу, и наказанием для него будет являться штраф в размерерублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП). А в случае повторного нарушения — лишение прав на 1 год.

Хочу обратить Ваше внимание именно на второй маневр, за который возможно лишение прав. Догадаться про подобное развитие событий просто читая правила дорожного движения весьма затруднительно, и сотрудники ГИБДД этим активно пользуются.

Давайте рассмотрим, как можно уменьшить наказание в том случае, если разворот не удался:

1. Всегда начинайте выполнять разворот по большой траектории. Если вписаться не получится то просто продолжите движение по пересекаемой дороге.

2. Если начали выполнять разворот по маленькой траектории и чувствуете, что вписаться не получится, то воспользуйтесь передачей заднего хода. Естественно, движение задним ходом на перекрестке запрещено, однако штраф за такой маневр составит всего 500 рублей.

Конечно же при этом нужно внимательно следить за другими участниками движения, чтобы не спровоцировать ДТП.

Разворот на Т-образном перекрестке

В тексте этой статьи рассматривался замечательно оформленный перекресток, на котором была четко видна разметка. Однако на практике перекресток может быть абсолютно другим.

Например, можно рассмотреть разворот на Т-образном перекрестке без разметки:

Обратите внимание, что хотя на дороге в левой части рисунка и нет двойной сплошной линии разметки, неправильный выбор траектории разворота на Т-образном перекрестке приведет водителя к лишению прав.

Естественно, не могу не сказать, что на практике у перекрестка может быть достаточно сложная конфигурация и совершенно отсутствовать разметка. Однако используя информацию из этой статьи, Вы можете любой перекресток оценить, а в случае неудачного разворота отделаться малыми потерями.

Удачи на дорогах!

Правила проезда перекрестков. Часть 6. Проезд нерегулируемых перекрестков по главной дороге.

Добрый день, уважаемый читатель.

В очередной статье из серии «Правила проезда перекрестков» мы продолжим рассматривать проезд перекрестков, и сегодня речь пойдет о проезде нерегулируемого перекрестка по главной дороге.

Именно при проезде нерегулируемого перекрестка по главной дороге существует очень большой риск попасть в дорожно-транспортное происшествие, поэтому рассматриваемые в этой статье правила необходимо знать каждому водителю.

Если Вы начали изучение серии статей с этой — шестой части, то рекомендую Вам ознакомиться с предыдущими статьями, в которых речь шла о том, что такое перекресток, какую полосу движения нужно занять перед перекрестком, как определить тип перекрестка, как правильно проезжать перекрестки, регулируемые регулировщиком, и как правильно проезжать перекрестки, регулируемые светофорами.

В этой статье речь пойдет об очередном типе перекрестков — о нерегулируемых неравнозначных перекрестках. Причем будут рассмотрены только те случаи, в которых Ваш автомобиль приближается к перекрестку по главной дороге. Перекрестки, к которым автомобиль приближается по второстепенной дороге, будут рассмотрены в одной из следующих статей.

Итак, Ваш автомобиль приближается к нерегулируемому неравнозначному перекрестку по главной дороге. На первый взгляд кажется, что главная дорога развязывает водителю руки и ему не придется ни о чем думать и пропускать другие автомобили на перекрестке. На самом деле это не так.

Далее мы рассмотрим три возможных направления главной дороги на перекрестке и правила поведения в каждой из ситуаций.

1. Главная дорога не меняет направления (главная дорога идет прямо)

В этом случае на перекрестке должен быть установлен один из следующих знаков:

2.1 «Главная дорога». Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков.

2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой».

2.3.2 — 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги». Примыкание справа — 2.3.2, 2.3.4, 2.3.6, слева — 2.3.3, 2.3.5, 2.3.7.

5.1 «Автомагистраль». Дорога, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения по автомагистралям.

Отмечу, что если знак 2.1 «Главная дорога» установлен совместно с табличкой, которая показывает, что направление главной дороги изменяется, то такой перекресток к этому случаю не относится и он будет рассмотрен несколько позже.

С поворотом направо все оказывается очень просто. Дорогу в данном случае никому уступать не нужно и можно спокойно поворачивать.

В этой ситуации все также оказывается предельно просто и дорогу уступать никому не нужно.

Поворот налево или разворот

В этой ситуации дело обстоит несколько сложнее. Нужно уступить дорогу автомобилям, которые едут со встречного направления прямо или направо. Правила дорожного движения, пункт 13.12:

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

2. Главная дорога поворачивает направо

В этом случае перед перекрестком должны быть обязательно установлены одновременно 2 знака:

В такой ситуации начинает работать пункт 13.10 правил дорожного движения:

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

Что касается правил проезда равнозначных дорог, то в данном случае будет применяться пункт 13.11 правил дорожного движения:

13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

Теперь перейдем к конкретному применению этого правила на практике.

В этом случае можно проехать спокойно. Дорогу никому уступать не придется, т.к. правее нашего автомобиля никого оказаться не может.

При движении прямо необходимо пропустить все автомобили, которые едут справа по главной дороге, т.е. абсолютно все автомобили (выполняющие поворот, разворот и двигающиеся прямо). Придется подождать.

Поворот налево или разворот

Также, как и в предшествующем случае, необходимо пропустить все автомобили, которые приближаются по главной дороге справа.

3. Главная дорога поворачивает налево

В этом случае перед перекрестком должны быть обязательно установлены одновременно 2 знака:

При таком направлении главной дороги руководствоваться нужно также пунктом 13.11 правил дорожного движения:

13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

При повороте направо в данном случае пропускать никого не нужно. Как Вы могли заметить, при приближении к перекрестку по главной дороге для последующего поворота направо, ни в одном из случаев пропускать автомобили не нужно. Т.е. при повороте с главной дороги направо Вы всегда имеете преимущество.

Вы также имеете преимущество и никого пропускать не обязаны.

При выполнении данного маневра также никого пропускать не нужно

Это единственный маневр, при выполнении которого в данной ситуации справа от Вашего автомобиля может оказаться транспортное средство. Т.е. если Вы выполняете разворот, то Вам нужно пропустить автомобили, которые едут по главной дороге, т.к. в завершающей фазе разворота они находятся справа от Вас.

Отмечу, что при проезде перекрестка по главной дороге не требуется уступать дорогу автомобилям, которые приближаются по второстепенной дороге. Правила дорожного движения, пункт 13.9:

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

О чем нужно знать и всегда помнить при въезде на перекресток по главной дороге?

Есть одно очень простое правило, о котором нужно всегда помнить при подъезде к нерегулируемому неравнозначному перекрестку по главной дороге.

Она заключается в том, что водитель автомобиля, приближающегося по второстепенной дороге, не знает правил дорожного движения и никогда Вас не пропустит.

Конечно же, как и из любого правила в данном случае есть исключения (существуют водители, которые знают о том, что нужно пропустить автомобили, едущие по главной), но в действительности их так мало, что не стоит даже брать в расчет.

Очевидно, что данное неписанное правило ежедневно приводит ко множеству ДТП, иногда с очень плачевными последствиями. Поэтому, при приближении к перекрестку по главной дороге не нужно сразу же пытаться его проехать. Сначала убедитесь, что дорогу Вам уступают.

Источник: http://www.allanda-auto.ru/avtosovety/proezd_perekrestkov_s_razdelitelnoj_polosoj.html

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн